Чек-лист для родителей «Развитие общения и речи у детей до трех лет»
2 месяца: Гулит. Поворачивает голову в сторону звука.
4 месяца: Начинает лепетать. Лепечет с выражением, и подражает услышанным звукам. Использует разный плач, чтобы показать, что он голоден, устал или чувствует боль.
6 месяцев: Отвечает звуками на звуки. Связывает гласные при лепете и любит издавать звуки по очереди с родителями. Реагирует на свое имя. Издает звуки, чтобы выразить радость и неудовольствие. Начинает издавать согласные звуки.
9 месяцев: Понимает слово «нет». Издает много различных звуков (например, «мамамама» или «бабабаба»). Подражает звукам и жестам других людей. Использует палец, чтобы указать на предметы.
12 месяцев: Реагирует на простые устные просьбы. Использует простые жесты, например, качает головой при отрицании, машет «пока-пока». Изменяет тональность звуков (издаваемые звуки больше похожи на речь). Говорит «мама», «папа», издает краткие восклицания «ух-ох». Пытается повторять произнесенные вами слова.
18 месяцев: Говорит несколько простых слов. Качает головой и говорит «нет» при отрицании. Показывает пальцем, чтобы показать другим, что он хочет.
2 года: Указывает на предметы и картинки, когда их называют. Знает части тела и имена знакомых людей. Составляет предложения из 2-4 слов. Следует простым указаниям. Повторяет слова, услышанные в разговоре. Показывает предметы в книге.
3 года: Выполняет инструкции из 2 или 3 этапов. Может назвать большинство знакомых предметов. Понимает слов «в», «на» и «под». Может назвать свое имя, возраст и пол. Может назвать своего друга. Употребляет слова: «я», «мне», и «ты» и некоторые слова в множественном числе («машины», «кошки», «собаки»). Поддерживает разговор используя 2 или 3 предложения.
Тревожные сигналы нарушения развития речи и коммуникации детей:
До 6 месяцев: Отсутствие интереса к социальному контакту (например, избегает контакта с глазами). Не реагирует на человеческий голос или другие звуки.
6-12 месяцев: Перестал лепетать. Не проявляет интереса к исследованию и взаимодействию с людьми, объектами в знакомой среде. Не следит за взрослыми и не смотрит, куда вы указывайте (от 9 до 10 месяцев). Не показывает предметы и не указывает на них (около 11-12 месяцев)
1-3 года: Имеет ограниченный словарный запас. Говорит только короткие, простые предложения (до 36 месяцев). Неправильно понимает большую часть вопросов (до 36 месяцев). Вам трудно понять его или ее большую часть времени (к 36 месяцам). Демонстрирует меньше социальных навыков и взаимодействию со сверстниками, чем другие дети (к 36 месяцам).
Библиографический список:
Подготовила логопед, учитель-дефектолог Головина Инна Викторовна