Что такое познавательная деятельность ребенка?
Что такое познавательная деятельность ребенка?
Учитель-дефектолог, логопед Головина И.В.
Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Учебная деятельность школьника – это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях. Отношение учащихся к учению обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
В педагогике познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели»
Познавательная активность ребёнка может определяться следующими параметрами:
- проявление/не проявление интереса к предлагаемым заданиям,
- активность/пассивность в познании окружающего мира,
- способность/неспособность сосредоточиться на предлагаемых заданиях,
- заинтересованность/не заинтересованность в положительной оценке своей деятельности.
Познавательная деятельность ребёнка тесно связана с его ведущей деятельностью.
Дефектолог организует диагностику дошкольника, учитывая его возрастные особенности и потребность в игре. Организованная педагогом игра позволит в большей мере раскрыть индивидуальные особенности ребёнка в познании окружающего мира.
Диагностика познавательной деятельности дошкольника проводится в процессе наблюдения за ребёнком как при непосредственном обследовании специалистами, так и в моменты его нахождения в других помещениях (холле): игра, общение со сверстниками и родителями.
Диагностика познавательной деятельности школьника в большей мере проводится в процессе диагностической сессии и предполагает предъявление учебных заданий в соответствии с программой и классом обучения.
Можно выделить несколько уровней познавательной деятельности:
- высокий уровень познавательной деятельности характеризуется высоким уровнем познавательной активности, самостоятельной поисковой деятельностью, способностью искать и находить источники информации, постоянной готовностью получать новые знания и умения;
- достаточный уровень познавательной деятельности характеризуется способностью ребёнка проявлять познавательную активность достаточную для овладения образовательной программой;
- низкий уровень познавательной деятельности характеризуется пассивностью в ознакомлении с окружающим миром, низким познавательным интересом, неспособностью сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Низкий уровень познавательной деятельности может быть обусловлен как низким уровнем сформированности познавательных процессов, так и специфической социальной ситуацией развития;
- выраженные нарушения познавательной деятельности характеризуется стабильно низкой познавательной активностью вне зависимости от социальной ситуации развития.
Литература:
- Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) // Дефектология. –2001. -№ 6. –С. 66-94.
- Новиков А.М. Методология образования. –М.: Эгвес, 2002.
- Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (руководство)/ Колл. авт,: Юдилевич А.Я., Зелинская Д.И., Майорова Н.П. и др.-М.; Орёл: Проект ТАСИС «поддержка взаимодействия в области образования, здравоохранения и социальной помощи», 2002.